– Исторически понятие «сад» имеет религиозную основу. Первые сады в любой культуре создавались, чтобы показать человеку еще при жизни, какая красота ждет его в том, другом мире – в раю. Но у каждого народа свои представления о рае. Например, китайский вариант «небес на земле» сформировался под влиянием буддизма и даосизма – двух религий, в которых огромное значение имеет познание бесконечной силы и законов природы. В дословном переводе с китайского «природа» означает «быть сама по себе», в спокойной гармонии. не случайно в основе национальных садов Китая лежит свободный пейзажный принцип. Но создавать такие ландшафты способны только истинные художники. Побывав в Китае в одиннадцати частных садах провинции Су-Джоу, включенных в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, я по-новому взглянул на искусство создания сада!
– Александр, в чем главная особенность частных садов в китайском стиле?
– В них отсутствует характерная для многих садов Европы регулярность и симметрия – именно это отличает шедевры классического личного сада средневекового Китая, в частности, «Сад скромного чиновника» и «Сад смиренного администратора», созданные в XVI веке. В них нет аллей, газонов и намеренного украшательства, а пейзажи создаются на естественном рельефе – грунт не ровняют и не насыпают. На небольшом участке земли художник издавна умел воспроизвести важные принципы мироустройства, «подружить» Инь и Ян, воду и камень, выражающие единство и противоположность. Мужская стихия Ян представлена группами камней – искусственными горами, либо отдельно стоящими глыбами, которые играют роль скульптур и напоминают своей причудливой формой растения, грибы, животных... Китайцы создали трактаты о камнях и выделили более ста их декоративных разновидностей, это целая наука, которой владеют и современные мастера ландшафтов. «Твердые и сильные» камни дополняются ручьями, прудами и озерами, но никогда – фонтанами: женская стихия Инь, по представлениям китайцев, должна быть спокойной и гладкой. Иногда допустимы небольшие каскады, если художник сада счел, что для правильного восприятия картины необходим звук падающих струй воды. На территориях провинции Су-Джоу так много искусственных водоемов и каналов, что ее называют «Китайской «Венецией»».
– В китайских садах применяется зонирование?
– Да, но его задача совсем иная, чем в европейских садах с их лучами аллей и живыми изгородями. Китайский сад зонируется с помощью каменных стен, но не с целью упорядочить пространство, а наоборот – чтобы вызвать эффект неожиданности: загораживая часть ландшафта, стены позволяют открывать все новые и новые виды во время прогулки. По мере того, как прирастал достаток хозяина, он возводил новую стену и благоустраивал купленный кусочек земли. В результате площадь садов разрасталась до нескольких гектаров, а их структура превращалась в замысловатый многоликий лабиринт. Садовыми пейзажами также можно любоваться и сквозь стены, изрезанные арками и оконными проемами в форме кругов, лепестков, ваз, лютней. Эти проемы служат рамами для живых картин и иногда украшаются глиняными лепными решетками. Каждая зона, выделенная стенами, имела свое назначение: для сочинения стихов, ученой беседы, занятия живописью и каллиграфией, приобщая человека к вечной и изменчивой жизни природы.
– Благодаря теплому климату, растительный мир Китая богат и довольно экзотичен. Какие деревья, кустарники и цветы используются при создании садов в этой стране?
– Сад должен сохранять красоту в течение всего года – это стандартное требование к ландшафтам в пейзажном стиле, который, собственно, и ведет свою историю из Древнего Китая. В «стране Великого Дракона» особенно почитаются вечнозеленые сосна, бамбук, можжевельник и кипарис – «три друга холодной зимы». Весной расцветают слива, персик и гранат, летом – кусты магнолии, бегонии и гортензии (самое время любоваться «живыми картинами» через проемы стен!), а осенью ярким пятном садовой композиции становятся красные клены. Большое значение придается цветовым оттенкам и фактуре листвы, формам крон и стволов деревьев. При этом вся флора глубоко символична: каждое растение «отвечает» за определенный вид счастья и человеческой добродетели. Некоторые элементы китайской садовой культуры могут показаться непосвященным поистине странными – например, как бы случайное присутствие в живописном ландшафте искривленных старых деревьев (часть их состарена искусственно). Обратите внимание: в Китае не просто следуют жизненному предписанию о том, что каждый мужчина должен посадить дерево, но и автоматически принимают на себя обязательство о нем заботиться – формировать крону, ухаживать, лечить и так далее, передавая эти обязанности по наследству.
Стремление запечатлеть образ сада в миниатюрной форме воплотилось в выращивании карликовых деревьев. Зачастую бонсаи выращиваются не только в грунте, но и выносятся в сад уже готовыми – в стилизованных контейнерах. То же касается и цветов: клумб в китайских садах вообще нет, пейзаж «подбивается» цветущими растениями в горшках. Особым предметом созерцания являются водные цветы – лотосы: считается, что в буддийском раю на их лепестках отдыхают души праведников.
– Искусство садово-парковой архитектуры знает и другие виды «духовных» садов – японские. В чем их отличие от китайских?
– Между этими типами садов действительно есть родственная связь, особенно в использовании принципов и символики фэн-шуй – древнекитайской науки о создании гармоничного пространства. Однако история китайского сада насчитывает более 4000 лет, а японского – 2500: легко понять, кто у кого заимствовал! В маленькой островной Японии стал актуален маленький лаконичный сад-картина из песка и камней, рассчитанный на обозрение из дома. В нем представление о горах и водах сведено к некой философской формуле, тогда как в китайском саду пейзажное начало развито гораздо активнее. Он создан для длительных прогулок по крытым галереям и садовым дорожкам, покрытым ковром из разноцветной гальки. Мощение занимает важное место в китайских садах и является частью общего художественного ансамбля.
– Возможно ли, на ваш взгляд, создать китайский сад в российских условиях?
– В VIP-зоне железнодорожного вокзала в СуДжоу недавно создан классический китайский садик на территории 60 кв. м: на любом российском садовом участке с южной стороны дома найдется такое местечко, на котором без серьезных финансовых затрат можно обустроить точно такой же. В Су-Джоу на небольшой территории садика уместились озерцо с карпами кои, мостик и все растения, традиционные для садового искусства Китая. Некоторые из них есть и в нашей полосе – горная сосна, можжевельник, клены… Теплолюбивые деревья и травы можно заменить подходящими для нашего климата – со схожей формой кроны и листьев, например, вместо магнолии посадить конский каштан.
Подойдут и «типично русские» деревья и кустарники – сирень, ольха, даже кусты смородины: главное, выдержать при посадке культур композиционные приемы, характерные для китайских садов. А «каменную составляющую» можно привнести, используя обычные известняковые породы. Для просторного сада будет актуальна и идея с зонированием, но возводить в нем «китайские стены» совсем не обязательно: поделить пространство на «кабинеты по интересам» – помечтать, почитать, поиграть – легко с помощью лиан, вьющихся по перголам и решеткам. Если такой сад будет находиться в полной гармонии с архитектурным обликом приусадебных построек, объединив быт и искусство, он получит полное право называться китайским.