Своему дому, спроектированному для усадьбы «Пановы горы», Александр Седов дал название «Русское шале». Это высокий бревенчатый «терем» общей площадью 500 кв м, с применением в раскосах и декоре криволинейных стволов сосны, и первым каменным этажом «Пановы горы» — историческое название этого живописного места на берегу Горьковского моря: в старину оно было одним из центров Староверия — истинного Православия на Руси.
Стили кантри, шале — директор строительно-ландшафтного центра «Сады Дали» Александр Седов трактует по-своему – по-русски. Наш герой убежден, что национальные признаки в современной архитектуре и ландшафтном дизайне практически стерлись — «везде сплошная эклектика», но ему удалось выявить те особенности, которые всегда отличали именно русские дома и пейзажи. Они присутствуют в образе ландшафтного клуба-усадьбы «Пановы горы» — на сегодняшний день самом масштабном и ярком проекте Александра Седова, посвященном «русскому кантри».
Александр, что вдохновило Вас на создание этого дома — наверное, самого необычного во всем Поволжье?
— Опыт зарубежных коллег. Десять лет назад в издательстве «Красивые дома» впервые вышел американский журнал в русском переводе «Мир деревянного дома». Пролистав его, я понял, что из круглого бревна можно рубить не только традиционные бани 6х6 с перерубами через каждые 2-3 метра, но и создавать красивые здания, применяя фантазию и новые технологии в строительстве и отделке. И вот, взяв за стилистическую основу дом типа «шале», просчитав и отрисовав важные для меня внешние и внутренние детали его конструкции, я решил построить дом из деревянной «некондиции» — «бросовых» криволинейных стволов с капами, сувелями другими изъянами.
— Было сложно достать нестандартные лесоматериалы?
— Трудно было не только найти их, но и привезти. Во-первых, «горбатых» деревьев в принципе мало — одно на миллион. Во-вторых — леспромхозы и частные заготовители практически не вывозят такие деревья с делянки, даже на дрова — из-за «свитой» древесины их тяжело колоть, поэтому кривые стволы просто сжигают на порубочных делянках вместе с ветками и вершинками прямых стволов. В этом доме собраны деревья из шести регионов России: их криволинейные стволы используются в раскосах, декоре… На поиски и доставку ушло более семи лет, но, во-первых, это была очень интересная, в высшей степени творческая работа, а во-вторых в результате – мне кажется дом получился достаточно симпатичный. И если сегодня найдется человек, готовый заказать себе дом в этом стиле, но более интересный и функциональный — я, имея определенный опыт в данном вопросе, готов к сотрудничеству и открыт для диалога.
— В одном из интервью Вы говорите, что дом в стиле русского кантри вполне может напоминать боярский терем, избу, мазанку, Кремль — все, что строили на Руси в допетровскую эпоху. А какие элементы традиционной русской архитектуры есть у этого дома?
— Скажем прямо: вряд ли у кого-то из читателей при взгляде на фасад этого дома возникнет мысль, что это европейский, а тем более азиатский или какой-то другой сюжет. Здесь и «курьи ножки», и забор из кривых жердей на террасах, и «лопухи» на верхах ветровых досок, и наличники с городецкой резьбой. Но главной «русской» чертой этого дома я считаю то, что он сделан из круглого цельного ошкуренного бревна, а не из лафета или бруса. Дальнейшую «русификацию» усадьбы обеспечит архитектура малых форм: беседка из коряг, барбекю в виде «щекастой» русской печи, скамьи из бревен, криволинейные жерди — они скроют трубы парапета на обрыве…
Да и «охрана», стоящая на берегу, оденется в кольчугу и шлемы: ведь Пановы горы — это Малый Китеж, один из центров непокоренной Батыем русской дружины. И на памятнике в честь одного из ее предводителей — святого князя Александра Невского, установленном на высокой набережной Городца, светлейший князь изображен в боевых доспехах! История этого места, его сакральная энергетика — все отразилось в облике усадьбы, в ее названии и в интерьере. Кстати, в скором будущем его украсят копии доспехов и оружия времен Александра Невского.
— Ландшафт — тоже в стиле кантри?
— Конечно. Ведь дом из круглых бревен, по-моему, как никакой другой, предполагает мотивы кантри в ландшафтном обустройстве прилегающего участка — и даже обязывать их использовать. А поскольку фирменный стиль нашего строительноландшафтного центра по сути своей — пейзажный (напомню читателям его лозунг: «Сад Дали — это сад, в котором возможно все»), то и кантри в «Пановых горах» получилось особенное. Это демократичный и максимально русифицированный сад, благоустроенный растениями и деревьями нашей полосы, но в оригинальной манере. Например, извилистый зеленый забор сделан из обыкновенной ивы ломкой, сосна привезена из леса и обрезана соответствующим образом… Помня великолепное изречение гуру ландшафтного дизайна Гертруды Джекилл — «пусть растения живут там, где они сами о себе позаботятся», я почти не использовал на участке редкие растения, кроме сакуры.
Но в принципе и она — просто черешня, только японская! И все это — лишь начало, предварительная зарисовка того ландшафта, который я планирую создать в «Пановых горах». Например, молодые березы в аллее будут постоянно кронироваться для достижения полного «эффекта навеса» над гуляющими. Предлагаю вернуться рассмотрению этого ландшафта участка года через три!
— А можно посетить «Пановы горы» уже сейчас?
— Да, наш ландшафтный клуб-усадьба «Пановы горы» открыт для всех желающих. Приезжайте обменяться опытом, получить консультацию, либо просто отдохнуть с семьей или друзьями денек-другой. Те пейзажи на восходе и закате солнца, которые вы будете созерцать, находясь в доме и на участке, наполнят вас свежей энергией и жизненной силой. Здесь — настоящая русская природа, обжитая и веками намоленная нашими предками.
«Русское шале», по замыслу автора, предназначено для строительства на открытом берегу моря (озера, широкой реки, на склоне долины и т.д.), откуда открываются удивительные пейзажные виды. В этом доме можно любоваться монументальными закатами на Горьковском море с четырнадцати специально обустроенных видовых точек.
Участок находится на насыпном, укрепленном от размыва снизу и сверху обрыве высотой 15 метров, имеется благоустроенный спуск к воде (лестница) и свой пляж.