Приусадебный ландшафт – это та картина, которую каждый домовладелец в душе мечтает «написать» с обственной рукой. Однако, как показывает практика, этот вопрос, в части детального проектирования будущей «картины для души», лучше поручить профессионалам, задав им свои самые сокровенные мечты в виде техусловий на проектирование. И только после получения понравившегося генплана и дендроплана участка можно приступать к «написанию» этой картины собственной рукой. Причем картина получится намного живописнее, если Вы обратитесь к профессионалам сразу после приобретения участка и выбора проекта будущего дома
Поэтому сами художники сада, имеющие загородные участки, оказываются в более выгодном положении, ведь у них есть не только оригинальные идеи, но и знания, опыт для их реализации. Как у Александра Седова, ландшафтного дизайнера, генерального директора строительно-ландшафтного центра «Сады Дали». Свой приусадебный участок площадью 25 соток он превратил в живописный пейзажный сад с водоемами с карпами «кои», окруженными хвойной зеленью – японскими «уголками для созерцания», газонами с элементами европейского парка, зоной отдыха с настоящей рыбалкой и барбекю в стиле «кантри», спортивной площадкой, увитой лианами, и другими уголками «по интересам». Ландшафтная эклектика в одном из лучших проявлений!
Среда, комфортная для жизни
Этот участок его нынешний хозяин приобрел 15 лет назад. Тогда Александр Седов еще не имел профессиональных навыков в сфере ландшафтного дизайна, и многие решения по благоустройству участка и сада принимал интуитивно. Лишь потом, получив специ- ализированное образование, он улучшил и откорректировал первоначальный вариант оформления зеленой зоны и придал ей тот запоминающийся облик, который она имеет сейчас.
«Жаль, что некоторые важные моменты не были учтены с самого начала, – рассказывает Александр Седов, автор ландшафта. – Например, освоение участка должно начинаться с проектирования генплана, согласно которому дом и ландшафт будут находиться в стилистической гармонии и восприниматься на территории как равноценные объекты, дополняющие друг друга, а также разработки подробного дендроплана
– проекта озеленения с наименованиями сортов деревьев, кустарников, цветов. Поскольку все это не было сделано на стартовом этапе, я решил попробовать создать ландшафт с обязательным функциональным зонированием, большим количеством авторских элементов, разделяя зоны с помощью каменных глыбскульптур, ширмами из живых изгородей, беседками из лиан, садовым бонсаем, фигурно остриженными деревьями (топиаром). Деление участка на зоны и в самом деле помогло компенсировать некоторые недостатки ландшафтной планировки. Истинная красота пейзажа не в пышной зелени, а в стилистической и композиционной завершенности каждой его части, создании множества «видовых точек». Китайские художники сада знали об этом еще тысячелетия назад».Как сторонник такого подхода, он поделил участок не просто на функциональные зоны, а на уголки «по интересам». В одном уголке можно провести время в уединенной беседе, в другом – полюбоваться красивым видом, в третьем – активно отдохнуть всей семьей.
При этом все элементы ландшафта – лужайки, площадки с декоративными насаждениями, водные пространства строго сбалансированы, и в результате сад не кажется слишком лаконичным или чересчур насыщенным растительностью. Это среда, которая может быть созвучна любому настроению, а значит, комфортная для жизни.
Вода в саду
Центральная зона отдыха расположена возле пруда, окруженного по периметру деревянным патио. Этот достаточно крупный искусственный водоем глубиной 3м предназначен не для купания, а для рыбалки. Зеркальные карпы и красные караси, которые попадаются на удочку хозяину поместья, зимуют здесь же, а в двух небольших и неглубоких боковых заливах пруда летом расцветают нимфеи – прекрасные родственницы кувшинок. Три других водоема объединены протоками в единую систему и не столь велики по размерам: в них живут золотые рыбки и карпы «кои».
«На участке нет родников, все пруды подпитываются из водопровода и оснащены системой фильтрации, – говорит Александр Седов. – А вот попадание в них дождевой воды (особенно после ливней) крайне нежелательно: «кои» очень чувствительны к изменению хи- мического состава водной среды и могут заболеть, поэтому для нейтрализации вредных элементов приходится использовать биопрепараты. В идеале озерца с китайскими декоративными карпами нужно окружать каменными бордюрами, которые послужат препятствием для излишков воды, стекающих по участку, а уход за этими капризными рыбами лучше поручить профессионалам. В целом же «кои» доставляют массу положительных эмоций, они чрезвычайно красивы и легко приручаются, берут корм с руки и даже позволяют себя гладить! Но, к сожалению, имеют обычай поедать икру своих соплеменников, поэтому в июне, в период нереста, мы поочередно помещаем «загулявшие» рыбьи пары в самый маленький водоем – нерестилище. Впоследствии он служит инкубатором для мальков, а с наступлением холодов (при понижении температуры воды ниже +8 ° С ), переводим всех в крытый бассейн. Некоторые трудности возникли и при организации прудового ландшафта: всеядные «кои» уничтожают корневую систему практически всех водных растений. Чтобы этого не происходило, «водный декор» выставлен в береговой и донный грунт в специальных перфорированных контейнерах с готовой почвенной смесью и сверху заложен крупной галькой. Растения хорошо прижились, а их компактное размещение в отдельных емкостях значительно облегчает операцию по чистке прудов. Кстати, в саду при наличии 4-х бассейнов нет ни одного фонтана, так как нет ни одного участка в «регулярном» стиле!»
Хвойная «любовь»
Залог привлекательности любого ландшафта – разнообразие. Трудно поверить, что его можно достичь, используя преимущественно хвойные растения!
«Действительно, основу моего сада составляют хвойники, их более 70 процентов от всех растений в саду: туи, можжевельники, сосны, ели, лиственницы, пихты, кипарисы и кипарисовики. И это далеко не полный перечень, – говорит Александр Седов. – Такой выбор обусловлен тем, что хвойные растения довольно неприхотливы к уходу и к усло- виям зимовки (что очень немаловажно в нашей с вами зоне «рискованного земледелия») и к тому же очень разнообразны по размеру, форме кроны и цвету хвои. При этом я делал акцент на ассортименте одного вида: каждое дерево или кустарник, в том числе лиственный, представлены в саду не менее чем пятью сортами.
Например, рододендронов – около 10 разновидностей, и 15-ти сортов, а можжевельников и туй – далеко за тридцать! Если использовать только районированные сорта, то есть специально выведенные для нашей 3-ей климатической зоны, можно получить здоровый и насыщенный по цвету хвойный сад!»
Отдельные деревья и кустарники художник сада превратил с помощью топиара в причудливые зеленые статуи. Фи- гурная стрижка растений, сама по себе, творческое и увлекательное занятие, а ее результат позволяет украсить ландшафт разнообразными геометрическими формами – от шара до спирали, создать видовые точки и уйти от плоскостного восприятия панорам. По словам Александра, топиару прекрасно поддаются не только хвойники, но и лиственные растения нашей полосы: липа мелколистная, ива ломкая, вяз мелколистный, дерен, береза!, яблоня!, смородина!, черемуха, клен приречный. Шедевром коллекции топиаров, безусловно, стал кустарник, оформленный в японском стиле - в виде пагоды. Чтобы сформировать его ярусы, автор использовал ствол одного вида можжевельника, а в узлах привил ветки другой, медленно растущей разновидности. Рядом с «зеленой пагодой» сделана скульптура из камней - фантазия на тему солнечных часов, по которым определяли время древние японцы. Кстати, на участке есть и другой «японский уголок» – лужайка-сад камней с карликовыми сортами хвойников. И еще один практический совет, по словам автора сада, в хвойном саду намного меньше комаров.
Другая интересная особенность сада Александра Седова – минимальное использование однолетних цветущих растений. В основном, в саду растут цветущие кустарники: азалии, вегелы и другие многолетники, цветущие с мая по октябрь.
«Я предпочитаю вариант «сада для лентяев», о котором рассказывает в одной из своих книг знаменитый на весь мир англичанин, «ландшафтный» доктор Д.Г. Хесайон, – шутит Александр.
– Действительно, чтобы сделать красивую клумбу или миксбордер, нужно обязательно сажать в нее однолетники – пышные и яркие. Но они требуют серьезного и постоянного ухода, поэтому я ограничился пристенными клумбами с настурцией и петунией вокруг цоколя дома (цветы размещаются прямо в каменной завалинке с грунтом), а на участке цветовые пятна создают несколько отдельно стоящих горшков с теми же цветами, вкраплениями лилейника и барбарисов разных цветов. Стационарная клумба только одна – розарий. А ранней весной, как только убирается прикрывающий ее зимой еловый «лапник», на ней зацветают крокусы, тюльпаны, рябчики-фрицилярии императорские. И когда они «уходят», зацветают королевы цветов – РОЗЫ. Одним из самых эффектных украшений ландшафта служат лианы. Над садовой скамьей в проходной зоне свита настоящая беседка из пяти сортов каприфоли, цветущей в разное время, с мая до сентября. Аромат чувствуется все лето. Под прозрачным навесом обеденной зоны у барбекю разросся плодоносящий виноград, а южная стена дома и сетка корта сплошь увита девичьим виноградом. Осенью его листва окрашивается в красивейший багряный оттенок.»
«Ширмы и арки из лиан замечательны не только летом, но и зимой, когда обнажается их «завитой» каркас, – говорит дизайнер. - Кстати, то же касается и топиаров: стриженые деревья и «садовый» бансай, занесенные снегом, выглядят очень фактурно – настоящие зимние скульптуры. Для меня это немаловажно, ведь настоящий сад должен быть красив во все времена года».
Александр, защитив звание ландшафтного дизайнера, как Вы теперь оцениваете стиль своего сада? Эти «уголки по интересам» в японо-китайском стиле, садовый бансай рядом стопиаром в регулярном стиле, пруд с японскими карпами в английском стиле, и все это в одном саду. Как это можно назвать?
«Раньше, в девяностых годах прошлого столетия, когда я этим занимался по наитию, и не знал основных «классовых» различий стилей садов, свой стиль я называл: «Все, что есть в родном колхозе …», – смеется Александр. – Однако моим знакомым и друзьям, объездившим полмира и много повидавшим, очень нравится мой сад. По их просьбе, я разметил аналогичные уголки на их участках, составили дендро-планы и теперь они рисуют «свои картины» своими руками. У нас стало доброй традицией дарить друг другу в дни рождения и в другие праздники редкие растения. Здорово видеть, как растут подаренные тобой растения украшают жизнь друзьям! Ну, а если серьезно, то обучаясь в течение двух лет в ландшафтной школе «Цветущая Планета», под руководством известного дизайнера и селекционера флоксов, хост и других многолетников Елены Алексеевны Константиновой, я показал свои работы известному искусствоведу парковой архитектуры, доценту МГУ им М.В. Ломоносова Софье Сергеевне Веселовой, и совершенно неожиданно для себя получил серьезную идеологическую поддержку в ее словах: «Современный ландшафтный дизайн – это умелое нарушение установленных канонов». И, согласовав с автором, сделал это выражение девизом своей фирмы «Сады Дали»».
- Странно, Александр, ведь у Сальвадора Дали никогда не было садов в полном смысле этого слова, ни в его имении в Фигейросе, ни в замке Галлы?
- Здорово подметили! Зато в его картинах все это есть, и стилизованные деревья, и камни, и вода, и даже мухи! И из искусного и мастерского сочетания этих предметов он создавал великолепные портреты современников. Вспомните портрет тореодора из мух, севших на стену… Шедевр мастерства воображения! Я, конечно, не сравниваю себя с классиком, но идея понятна, «Сады Дали» – это сады, где возможно все!
- А над чем Вы сейчас работаете?
- Побывав прошлой весной на выездных семинарах в садах Китая, я вернулся оттуда с тяжелым чувством подавленности. Попытаюсь объяснить почему. Науке любить природу в Китае более 4-х тысяч лет! Это национальная культура и искусство, идея и достояние! Там любовь к природе – это религия! Этому обучают малышей с пеленок, об этом я рассказывал в прошлом номере «Умного Дома». Так вот, сразу после победы китайской революции, в 1949 году, в тяжелейшее для страны время, одним из первых декретов нового правительства был декрет о восстановлении разрушенного войной и временем народного достояния – классических китайских садов, как императорских, так и садов средних чиновников. В итоге как же красиво у них сейчас в городах: на улицах, в парках, двориках. Просто не передать словами! И в Пекине, и в Шанхае, и в Суджоу. И все в национальном стиле! В этом плане, глядя на наши улицы, нас – россиян, просто нет! Три года назад в одной из стран я купил каталог «1001 сад, который надо увидеть». Это «фалиант» в 960 страниц, весом киллограммов 10 (в настоящее время каталог вышел в продажу и на русском языке). Из него я с удивлением узнал, что самый большой в мире парк находится у нас, в России! Это Гатчина, его площадь составляет 700 га! Но его описание в каталоге занимает четвертую часть страницы! И размещена всего одна маленькая фотография полуразрушенного моста через пруд! Я был просто в шоке. Но ведь это действительно так и есть, все разрушено и утрачено! Конечно, кроме Петергофа… Но не будем о печальном, ведь в наших с Вами силах все изменить! Например, в учебниках природоведения напечатать фотографии красивейших мировых садов, чтобы наши дети еще в школе видели, какая есть в мире красота, и что эту красоту можно сделать и у себя в городе, на своей даче, если конечно захотеть и чуть-чуть постараться.
Над чем я сейчас работаю? Пытаюсь стиль «Кантри» русифицировать и в зданиях, и в садах, и в интерьерах. На 12-15 сотках. Если представится такая возможность, я бы хотел на страницах Вашего журнала показать, что получается и обсудить нужно ли это кому-нибудь.
«РУССКОЕ ШАЛЕ»
– для созерцания шедевральных пейзажей!
Деревянный дом из брёвен сосны (кедра) диаметром от 28 до 40 см (в вершинке) на каменном цоколе периметром по отмостке 16х20 м, общей площадью 500 м. кв. с применением в раскосах и декоре криволинейных стволов предназначен для строительства на открытом берегу моря (озера, широкой реки, на склоне долины и т.д., желательно на восточной их стороне) откуда открывается монументально-шедевральный вид на пейзаж и прилегающие окрестности.
Особенно хороши закаты в любое время года!!! Для наблюдения за этим божественным зрелищем в доме предусмотрены 14 видовых точек, не считая тех, которые можно предусмотреть на самом участке в его ландшафтном проекте. Это позиции №№ 4, 12, 16 в цокольном этаже; поз. №№ 3, 4, 9, 10, 11 первого этажа; и поз. №№ 1, 2, 3, 6, 9, 10 на 2-ом этаже.
Все лестницы входа на первый этаж дома находятся внутри цокольного этажа и зарыты от атмосферных воздействий и прямого доступа с участка.